Советы фотографу-новичку

Можно ли делать хорошие снимки на обычные мыльницы, которые могли бы конкурировать со снимками зеркальных камер? Думаю, да! Не надо чувствовать себя ущербно на фоне профессионалов, которые используют зеркальные камеры.

В этой статье я постараюсь дать несколько советов для успешной съемки на мыльницу, чтобы удивить ваших друзей, которые купили себе Canon 5D, а фотографировать не научились. Вообще, изначально вы даже имеете некоторые преимущества перед ними:



style="display:inline-block;width:728px;height:90px"
data-ad-client="ca-pub-3595174874150300"
data-ad-slot="9747098271">

  • Ваша камера компактная и легкая, что позволяет ее везде с собой брать и немедленно приводить в боевую готовность при любом удобном случае.
  • Вы имеете примерно такой же объектив, как любой начинающий фотограф с зеркалкой, поскольку обычно в комплекте с зеркалками идут дешевые зум-объективы, которые ограничивают возможности камеры.
  • Наверняка, ваш друг использует стандартную (если она есть) выпрыгивающую вспышку, как основной свет. Вы никогда не будете ее использовать так, потому что это убивает хороший кадр (по крайней мере, не будете использовать после прочтения этой статьи).
  • В вашей камере есть более сложные алгоритмы объединения света вспышки с окружающим освещением, что позволяет использовать вспышку не во вред. Например, режим заполняющей вспышки (Fill-Flash).

Профессиональный фотограф с кучей дорогих линз, штативов и всяких примочек будет снимать гораздо круче вас, но будьте уверены, что он всегда имеет с собой про запас одну мыльницу.

Не использовать вспышку

Один из первых советов начинающему фотографу — не используйте встроенную вспышку для фотографирования неосвещенных сцен. Все просто. Ваш глаз (а точнее мозг) для создания объема в фотографии нуждается в тенях. А когда свет идет из той же точки, где расположен объектив, то, очевидно, что теней на фотографии не будет. Это означает, что объекты расположенные близко будут замыленными, а фон будет почти черным т.к. свет от вспышки быстро рассеивается.

Распространения света из вспышки

Сегодня все любительские камеры позволяют контролировать вспышку. Потому все что нужно сделать — это выключить вспышку вообще. Обычно эта функция обозначается как перечеркнутая молния. После отключения вспышки камера не будет стараться осветить сцену для достижения идеальной экспозиции, теперь она будет держать затвор для хорошей экспозиции.

Порой, в темных помещениях выдержка может доходить до 1 секунды (или больше), современные мыльницы могут 30 секунд держать затвор приоткрытым. Для этого вы можете прибегнуть к следующим ухищрениям:

  • Найти дополнительное освещение. Если есть возможность, то переместить объекты в освещенное место или направить на них источник света.
  • Установить более высокую чувствительность ISO. Это сделает ваши фотографии более «шумными», но это не так существенно, потому что фотография будет выглядит более художественно с настоящими тенями, нежели без них.
  • Установить камеру на дерево, камень, стул или что-нибудь другое, и когда она будет зафиксирована неподвижно, то нажать кнопку спуска.

Прибегая ко всем выше перечисленным методам можно обойтись естественным освещением сцены съемки и ваши фото мыльницей будут более художественные и живые.

Использовать вспышку

Совет номер три — использовать вспышку, но не там, где вы думаете. Все-таки она полезна, но, как уже говорилось выше, не для съемки неосвещенных сцен. Ее уместно использовать на улице при свете солнца, когда у вас в кадре есть и затененные и освещенные объекты. В фотографии, которая правильно будет проэкспонирована камерой для светлых участков, затемненные места будут полностью или почти черными. А в фотографии, которая правильно будет проэкспонирована камерой для затемненных участков, светлые места будут полностью или почти белыми. Это объясняется недостаточным динамическим диапазоном, который не может охватить все цвета сцены в одной фотографии.

Для того чтобы избежать пересвета или недосвета на некоторых объектах сцены необходимо использовать вспышку как заполняющий свет. Т.е. например, чтобы объект на фоне яркого и солнечного неба не был темным пятном необходимо осветить его вспышкой.

Предварительная фокусировка

Хорошие фото мыльницей, да и любой другой камерой обычно являются те, где предмет съемки находится в фокусе, т.е. его изображение резкое. Но может так случится, что вы не хотите, чтобы главный предмет был в центре кадра (обычно автофокус работает только в центре кадра). Тогда в этом случаи вы можете вначале навести камеру на главный объект кадра, сфокусироваться на нем, нажав кнопку спуска наполовину, и только потом, держа кнопку полунажатой, изменить положение объекта в кадре как вам угодно. Соответственно после установки желательной композиции нажать кнопку до конца.

Практически все мыльницы умеют делать предфокусировку, но далеко не каждый владелец, а тем более начинающий фотограф, знает о таких возможностях своей камеры. А все от того, что никто не любит читать инструкции по эксплуатации. Вообще, для хорошего владения своей камерой я рекомендую прочитать инструкцию, но это конечно из разряда очевидного. Надеюсь вы это уже сделали.

Экспериментируйте

Если ваша карта памяти очень долго не переполняется, то это значит, что вы не экспериментируете при съемках. А ведь порой, чтобы добиться хорошего кадра необходимо наделать несколько снимков одного и того же объекта. Да и без практики научиться фотографировать невозможно.

Съемки одной сцены могут занять 10 и более кадров. Но делать снимки подряд из одного и того же положения совершенно бессмысленно. Между кадрами вы должны менять точки съемок, пробовать со вспышкой и без нее и т.п.

Для того, чтобы у вас вдруг не кончилось место для ваших снимков, а при экспериментировании это немудрено, вам необходимо запастись картой памяти побольше. Переполнение карты в самый разгар съемок не самое лучшее, что может случиться.

Выдержка

Все очень просто: долгое время открыта — много попадает света, малое время открыто — мало попадает света. Но под этим сухим советом начинающему фотографу скрываются такие потрясающие вещи. Но обо всем по порядку, вначале еще немного теории.

Выдержка всегда измеряется в секундах. Поскольку выдержки, как правило, очень маленькие, то принято обозначать их как дробное число (1/125), но на экране камеры будет отображен только число из знаменателя этой дроби (125). В тех случаях, когда выдержка секунда или больше, то целые секунды обозначаются кавычками (как в картографии координаты). Чтобы рассчитать эквивалентное расстояние необходимо обычное привести к фокусному расстоянию объектива для фулфрейма (размеру как пленка 35мм). Для этого необходимо фокус умножить на кроп-фактор матрицы. Например, нынче распространена матрица APS-C, ее средний кроп-фактор 1,6. Допустим с этой матрицей мы используем объектив с фокусным расстояние 40. Т.е. эквивалентное получается 40 * 1,6 = 64. Возвращаемся к правилу, поскольку фокус 64, то минимальная выдержка должна быть в пределах 1/60-1/80 с. И конечно же для объективов на фулфрейм не надо ничего рассчитывать.

Но это не значит, что длинных выдержек надо избегать. Это вовсе не так, все зависит от вашей задумки и умения. Шевеленка не всегда плохо. Давайте рассмотрим эффекты, которых можно добиться при помощи манипуляции выдержкой.

Эффекты при помощи выдержки

Начнем с самых очевидных эффектов, которые понятны всем. Фактически, при съемки мы всегда стремимся запечатлеть четко какой-либо момент. Это и есть эффект остановки мгновения. Этого эффекта позволяют достичь короткие выдержки. И тем он интереснее, чем быстрее движется снимаемый объект.

Следующий эффект, это как раз последствия контролируемой шевеленки. Другими словами это использование длительных выдержек для съемки движущихся объектов. Как правило, подобным образом снимают воду во всех ее проявлениях, тогда получаются очень интересные снимки. Но не только воду можно снимать длительной выдержкой, например пишут и рисуют в воздухе различными святящимися предметами.

Или вот например популярная тема, когда снимают с длительной выдержкой фаейршоу. И чтобы человек получился более менее четко необходима конечно же вспышка, которой можно бахнуть после или до всей выдержки

Многократное экспонирование - тут главное не запечатлеть движение, а сделать из ночи день. Так как при длительных выдержках попадает больше света, чем при коротких, то возможно выставить такую выдержку при которой ночь станет днем.

Как вы уже все поняли, знание о выдержке, позволяет добиваться неповторимых эффектов на фотографии. Тут главное потренироваться, сразу вряд ли будет получаться все очень красиво и прилично, но думаю чуть-чуть практики и у вас будут выходить отличные снимки. Но главное помните, что положительная практика невозможна без знания теории.

Вывод: фото мыльницей могут быть хорошими, но конечно в разумных пределах. Так круто как у профессионалов с зеркалками у вас не всегда выйдет, но достойные снимки, которые будут продаваться на стоках, вы точно получите, если постараетесь. И кто знает, может быть вам этого будет достаточно и покупать зеркалку не будет смысла, что избавит вас от лишних хлопот.

Всем удачных кадров.