Что будет, если начать снимать на улице? Толпа прохожих, спешащих мимо, — и вы, с фотокамерой в руках! Рассмотрим психологические аспекты стрит-съемки, а также несколько технических.
Съемка-прогулка и стрит-фото – быстро набирающие популярность жанры искусства фотографии. Многие фотографы, в том числе и те, кто продает свои снимки на фотостоках, сегодня зарабатывают на продаже именно уличных фотографий, так как они не требуют дополнительных затрат на световое оборудование, аренду помещения и т.д.
Но особенно полезной съемка на людной улице будет для только осваивающих фотографию любителей. Все по той же причине: для создания удачного кадра не требуется дополнительной фототехники и сложной ее настройки.
Залогом получения хорошей сюжетной стрит-фотографии является такая компоновка кадра, чтобы была четко ясна происходящая на снимке история, ее герои, последующая сюжетная развязка. При этом чаще всего главным героем является город, а его жители обезличены.
Задачей фотографа является поиск диалога, события или конфликта между человеком и городом как обязательными объектами уличного кадра. Без городской среды фотосъемка на улице превращается в простой портретный жанр, а без людей в пейзажно-архитектурную съемку. Традиционно внимание зрителя удерживает сюжет городской съемки, построенный на случайно найденном контрасте между жизненными путями людей, объединенных в одном городе: разница между пожилым и юным поколением, богатыми и бедными. Привлекательны противоположные интересы людей, например, чтение книг и игры в телефоне, потеря времени в пробке и пробежка.
Психология стрит-съемки
Недостаточно просто спускать затвор, фокусируясь на толпе людей, чтобы получить достойный кадр при съемке в городе. Для получения в результате прогулки с фотокамерой ценных с художественной точки зрения снимков, нужно следовать некоторым принципам при съемке незнакомых людей.
Одиноко стоящий человек с фотоаппаратом с непонятными намерениями, постоянно направляющий объектив на людей, скорее всего, вызовет подозрение у прохожих и отсутствие у них желания стать главным объектом кадра. Чтобы преодолеть этот психологический барьер, фотографу следует приложить все свое актерское мастерство, вжившись в роли, к которым общество относится нейтрально или позитивно.
Поведение человека, похожего на иностранца или туриста, интересующегося всем подряд и не выпускающего фотоаппарат из рук, не повлечет негативных эмоций у прохожих людей, а возможно, даже вызовет интерес, и кто-то захочет быть сфотографированным. Неотъемлемыми чертами амплуа туриста должны быть улыбка и доброжелательность.
Образ фотокорреспондента, снимающего важное городское событие при стрит-съемке, может, наоборот, побудить людей любым способом попасть в кадр, чтобы потом увидеть себя на «первой полосе».
Если идея разыгрывать театральный спектакль кажется неприемлемой, фотографу следует организовать день и время съемки так, чтобы к нему мог присоединиться знакомый или товарищ, лучше всего женского пола. Прикрываясь фотосессией конкретной персоны, можно спокойно искать сюжеты или эмоции среди отдельных представителей общества для стрит-фото.
В любом случае и в любой роли фотограф при стрит-съемке должен снимать незаметно, чтобы не оказывать влияния на происходящий городской сюжет и не привлекать к себе внимание прохожих. Поэтому действие фотографа, когда он резко поднимает камеру и прикладывает видоискатель к глазу, пытаясь поймать интересный момент, вероятнее всего, испугает человека и нарушит примеченный сюжет. При городской съемке на улице следует пользоваться не окуляром, а отгибающимся ЖК-дисплеем, который есть на всех современных цифровых камерах. Фотограф, держащий камеру на уровне пояса и смотрящий вниз, незаметен для людей так же, как человек, уткнувшийся в смартфон или планшет.
Подготовка к городской съемке
Вся подготовка зеркальной камеры к условиям освещенности должна происходить до ее начала, так как при съемке на улице, где интересные сюжеты происходят каждую секунду, фотограф не должен отвлекаться на постоянную перенастройку параметров светочувствительности, диафрагмы и выдержки.
Выдержка в большинстве случаев уличной съемки ставится короткой 1/250, чтобы заморозить движение проходящих в кадре людей, запечатлеть резкость городских зданий, исключить смазывание при съемке с рук и забраковки снимков. Желательно исключить режим автоматической фокусировки, а в ручном режиме навести резкость на здание или объект, затем сделать серию кадров. ISO должно быть высоким, но не дающим шумов на конечном изображении. В непрофессиональных камерах для фотосъемки на улице вполне приемлем режим спортивной съемки.
Помимо всего вышеперечисленного, следует помнить, что не каждое общественное место по закону разрешено снимать. Помимо секретных и особо охраняемых объектов, фотосъемка может быть запрещена на вокзалах, в ж/д переходах, в аэропортах, на пожарных станциях, а также в других местах, где требуется специальная аккредитация фотокорреспондента.
Стрит-съемка – легкодоступное, но сложное, требующее высокой концентрации испытание для фотографа. Здесь требуется знание не только базовых основ фотографии, но и умение создать сюжет из ничего, оперативно мыслить, быстро действовать. Но по итогу вы получаете не только уникальные живые кадры, но и массу впечатлений и удовольствия от самого процесса получения стрит-фото.
В итоге стритфото из-за большого количества людей, у которых априори не возьмешь моделрезил, годится только для эдиториала?
В основном да. Но есть способы обойтись и без релизов. Например, фотографировать так, чтобы лиц не было видно (со спины, часть тела) или затемнять/осветлять фотографии (как на фото с автомобилем в этой статье, например). Некоторые стоки не так требовательны к релизам, поэтому сначала можно попробовать стандартную загрузку, если не сработает — эдиториал.
Спасибо за дельные советы.
Не знаю я любитель со стажем больше 10лет (цифровая)фотографирую на улице просто для себя и выбираю только то что что меня цепляет и это не обязательно сюжет с людьми или как говорится *классическое стрит фотография*,могу сфотографировать даже тень на асфальте(и я не считаю это что то в виде ломографии только в цвете),лично мое мнение если ты не профессионал который работает за деньги конечно то фотографируй все то что ты сам хочешь и не придерживайся рамок и канонов иначе ты сам не получаешь удовольствие от фотографирования и от самой фотографии,а классических стрит фото шедевров и просто хороших стрит фото хватает,и все они придерживаются сюжета с людьми ихние эмоции,ситуации итд. Я не говорю что это плохо интересно посмотреть обычному человеку да и фотографу то же это только моя точка зрения и у каждого она своя даже учитывая новичок ты или с опытом понятно что она меняется со временем,Меня лично что сподвигнуло к уличной съемке так это просмотр старых уличных фотографии 60-70-80гг причем не знаменитых фотографов а именно любителей вот ихние кадры действительно показывают не предвзятый момент жизни тех времен настоящие чувства идущей дамы с собачкой думающей о чем то своем и дома люди автомобили вывески рекламы того времени вокруг, можно почувствовать даже воздух и настроение той эпохи
Каноны конечно соблюдать нужно я имею в виду обще человеческие; не лезть в чужую интим жизнь или фотографировать человека в не приглядном виде итд,итп. Не соблюдать каноны о которых я писал выше я имел в виду не загонять себя в рамки классической стрит фото,а технические каноны; настройки,выбор объективов фотоаппарата конечно это все правда но только часть да и все равно человек почитав форумы и разные там курсы итп будет все равно набивать собственные шишки, Но в век интернета это конечно проще и удобнее