fotografirovat-sport

Спортивная фотография является одним из популярных поджанров репортажной съёмки. Многие фотографы сходятся во мнении, что это самый сложный вид фотографии, независимо от снимаемого вида спорта. Будь то экстремальный или командный спорт, фотографу придётся каждую секунду быть на чеку, концентрируясь на объекте съёмки и создавая бесчисленное количество кадров в короткие промежутки времени. Эта статья будет полезна тем, кто хочет научиться фотографировать различные спортивные состязания, производя на свет качественные, динамичные и интересные снимки.

И хотим напомнить, что спортивные фотосессии и кадры значимых спортивных мероприятий — это всегда ходовой товар на фотостоках, где вы можете продавать свои фотографии и неплохо на этом зарабатывать.

1. Выбор фототехники для спортивной фотографии

Не секрет, что для спортивной съемки используются самые что ни на есть дорогостоящие камеры и объективы. Для данного жанра фотографии предпочтение отдают камере, способной максимально быстро и точно фокусироваться на объекте, а также отличающейся быстрой серийной съёмкой. Не менее важна эргономика камеры, способное обеспечить быстрый доступ к настройкам для съёмки в ручном режиме.

Быстрые камеры, как автомобили, стоят очень дорого. В зависимости от бюджета, ваш выбор может пасть на модель Nikon D500, обладающую серийной съёмкой с частотой 8-10 кадров в секунду в формате RAW и 152 точками фокусировки. Для сравнения, менее дорогой EOS 80D от Canon располагает лишь 45 точками фокусировки и снимает 7 кадров в секунду.

Что касается оптики, то для съёмки спортивных событий почти всегда используются длиннофокусные объективы. Профессиональные фотографы используют телеобъективы с фокусным расстоянием от 400 мм, цена на которые достигает десятков тысяч долларов. Для начинающих и любителей найдутся и бюджетные альтернативы, такие как Nikon 55-200mm f/4-5.6G, которая стоит около $150. Такой объектив не создаст безупречный по качеству кадр, который можно продать в журнал, однако обеспечит хороший старт для начинающего фотографа.

Иной важный параметр, на который просто необходимо обратить внимание при выборе оптики для спортивной съёмки — светосила. Именно она позволяет брать короткие выдержки при слабом освещении. Идеальным значением диафрагмы будет f/2.8.

Желательно, чтобы объектив был оснащён оптическим стабилизатором (IS). Казалось бы, зачем нужен стабилизатор для съёмки на коротких выдержках? Ответ прост: шанс получить смазанный кадр очень велик.

fotografirovat-sport

2. Настройки фотоаппарата для спортивной съёмки

Настроить фотоаппарат для съёмки спортивных соревнований очень просто: установите камеру в режим приоритета выдержки (он же AE) и используйте значение 1/500 секунды. Это отправная точка для большинства видов спорта.

Если это возможно, сделайте несколько пробных снимков до начала соревнований. Если такая возможность не предоставляется, периодически проверяйте свои фотографии на экране фотоаппарата, но помните, что так вы рискуете упустить кульминационный момент. Если вы заметите какое-либо размытие, повысьте скорость спуска затвора до достижения максимальной резкости. Вам может потребоваться до 1/1000 секунды для действительно скоростных видов спорта, таких как автогонки.

Не забудьте по-максимуму открыть диафрагму, чтобы в объектив попадало достаточное количество света. В качестве бонуса вы получите красивый эффект боке и объект съёмки в центре внимания.

Используйте одноточечную фокусировку по центру кадра. Это позволит фокусироваться максимально точно и быстро. Для экшн-съёмки также желательно использовать следящий автофокус, название которого отвечает само за себя: он фиксирует фокусировку на объекте до тех пор, пока он находится в кадре, даже если он постоянно меняет своё положение.

3. Не бойтесь использовать высокие значения ISO

Профессиональные фотографы снимают спортивные матчи с выдержкой 1/1000. Одно дело снимать соревнования в яркий безоблачный день на открытом воздухе, но совсем другое — в помещении или в ночное время суток. Чтобы не увеличивать выдержку и при этом получать резкие кадры, фотографы увеличивают значение ISO. К примеру, популярный спортивный фотограф Дак Диллон снимает с ISO 1600.

Не испортят ли «шумы» фотографию? Если вы используете профессиональные полнокадровые камеры наподобие Nikon D810 или Canon 5D Mark, за это вам не стоит беспокоиться: даже на максимальных значениях ISO фотографии выглядят хорошо. Но если у вас бюджетная камера, то придётся идти на компромиссы.

4. Фиксация движения или съёмка с проводкой?

Большинство спортивных фотографий сняты с фиксацией движения. Для фиксации движения спортсмена или летящего на огромной скорости автомобиля понадобится более короткая выдержка, чем для передачи движения медленно идущего человека.

Чтобы выполнить съёмку с проводкой, при появлении объекта в поле зрения следует словить его в видоискателе, зажать кнопку спуска затвора и некоторое время плавно вести камеру вслед за объектом съёмки с такой же скоростью, с которой двигается сам объект. Имейте в виду, что таким образом вы рискуете получить смазанный кадр.

5. Дополнительные советы

Не забывайте, что серийная съёмка заполнит вашу карту быстрее, чем вы думаете. Хорошо иметь при себе несколько SD-карт объёмом 32 или 64 GB. Если у вас заканчивается свободное пространство, используйте тайм-ауты, чтобы удалить не получившиеся фотографии.

Выбор формата JPG позволит осуществлять съёмку значительно быстрее, а также существенно сократит расходы места на карте памяти. Многие фотографы охотно используют формат JPG для спортивной съёмки, поскольку она редко нуждается в серьёзной обработке и цветокоррекции. Так или иначе, выбор формата зависит от конкретных нужд и предпочтений фотографа.

Забудьте о вспышке. Поскольку вы наверняка будете находиться далеко от объекта съёмки, вспышка станет попросту бесполезна. К слову, вы рискуете получить слишком жёлтые фотографии, если снимаете соревнования в помещении под искусственным освещением. Исправить эту проблему можно при помощи настройки баланса белого. Её можно настроить как предварительно, так и посредством Adobe Lightroom в процессе постобработки.

Использование штатива для съёмки спорта нецелесообразно, поскольку он полностью лишит вас мобильности. К тому же, с ним на соревнования вас могут даже не пустить. Заменить громоздкий треногий штатив можно компактным моноподом, который добавит устойчивости камере и поможет установить выдержку на две ступени ниже.

В заключение, не забывайте продумывать композицию и «разбавлять» снимки спортсменов фотографиями окружения и зрителей. Так можно получить по-настоящему эмоциональный кадр!