Начинающие фотографы часто сталкиваются с различными «примочками» для фотоаппарата, о которых они, возможно, слышали, но не знают, каково их предназначение. Одной из них является фильтр для объектива, о котором и пойдёт речь в данной статье.

Условно все светофильтры можно подразделить на четыре группы: 

  • 1. Фильтры для защиты объектива.
  • 2. Фильтры для ограничения или увеличения пропускания света на светочувствительный элемент.
  • 3. Фильтры для получения дополнительных эффектов.
  • 4. Насадочные линзы.

Фильтры для защиты объектива

Они нужны, чтобы защищать объектив, а именно переднюю линзу от повреждений, а также для того, чтобы избежать попадания пыли и влаги на объектив. В качестве защитных фильтров может использоваться обыкновенный протектор из стекла с просветляющим покрытием, дабы избежать искажения от использования, или ультрафиолетовый фильтр, который видимого эффекта давать не будет, при этом в некоторых условиях съемки поможет (при ярком свете солнца, в горах или вблизи большого водоема). Бытует мнение, что защитные фильтры стоят дешево и можно покупать любой, однако чем дешевле фильтр, тем больше он даст нежелательных искажений и уменьшит количество света, попадающего в объектив, таким образом, фактически значительно ухудшив характеристики объектива. Важно помнить, что на многих объективах передняя линза также покрыта просветляющим составом, который в случае неправильного ухода может быть поврежден: это еще одна причина иметь фильтр для защиты объектива.

Фильтры для ограничения или увеличения пропускания света на светочувствительный элемент

К таким фильтрам можно отнести самые популярные поляризационные, нейтральные, градиентные и солнечные фильтры. Поляризационные фильтры используются для того, чтобы убрать нежелательные блики, солнечные зайчики. Например, при съемке воды убрать отражающиеся в ней деревья, при съемке через окно убрать свое в нем отражение или убрать с фотографии солнечные кругляшки, которые при ярком свете практически неизбежны. 

Поляризационные фильтры бывают линейными и имеют всегда постоянный эффект, а бывают циркулярными, когда их можно подкручивать уже на объективе, чтобы добиться наилучшего результата. Нейтральные фильтры используются для уменьшения проникающего света. Как правило, используются в очень солнечные дни, когда из-за солнца происходит пересвет кадра. Такие фильтры бывают с разной пропускной способностью, например, фильтр с индексом 2 в названии пропускает в два раза меньше света, с индексом 4 — в четыре раза меньше света и так далее. 

Градиентный фильтр выравнивает свет на фотографии, затемняя особенно яркие участки, и может использоваться для получения художественных эффектов. Название солнечного фильтра говорит само за себя: при его использовании фотограф легко может снимать такие яркие объекты, как солнце или сварка, без вреда для своего здоровья, а также для «здоровья» фотоаппарата, поскольку матрица довольно прихотлива в вопросе выгорания пикселей при долгом или очень ярком свечении на нее. 

Фильтры для получения дополнительных эффектов

Есть множество такого рода фильтров для объетива: от цветных, которые придают фотографии определенный оттенок, до моделей, дающих эффект тумана или дымки и понижающих контрастность. Такие фильтры используются значительно реже, чем вышеописанные. На них стоит обратить внимание, только если точно понимать, каким будет эффект и для чего он нужен. Тут важно помнить, что фотографию, сделанную с использованием такого фильтра, к исходному виду вернуть будет нельзя, поэтому есть смысл такие эффекты делать при дальнейшей обработке.

Насадочные линзы

Назвать их именно светофильтрами будет не совсем верно, однако учитывая способ крепления, их все же чаще всего относят именно к данному виду аксессуаров. Три самых популярных модели — это макролинза, полулинза и широкоугольный конвертер. Первая дает возможность сделать из простого объектива макрообъектив (позволяет значительно уменьшить минимальное фокусное расстояние). Чаще всего используется на фотоаппаратах с несменной оптикой. Вторая имеет очень необычный эффект резкости на разных частях кадра, то есть позволяет сфокусироваться на двух разных элементах при их разной удаленности. Третья дает эффект уменьшения фокусного расстояния, тем самым увеличивая угол захвата объектива. Применима для оптики с маленьким углом обзора.

Самый необходимый светофильтр — защитный. Его лучше приобретать сразу при покупке самой оптики. Без его использования можно лишиться объектива, который часто бывает дороже самого фотоаппарата, а его ремонт может быть невозможным. Поляризационным, нейтральным, градиентным и солнечным фильтрами можно пользоваться, и это очень удобно, а можно и не иметь их в своем арсенале, доводя фотографию до нужного вида обработкой в различных редакторах (хотя и о стоимости лицензионных программ тоже забывать не стоит). То же самое можно сказать и о фильтрах для эффектов. Насадочные же линзы позволят вам избежать покупки дорогостоящего узконаправленного объектива, однако обязательными тоже не являются.